Маскировка.
Для маскировки во время операций, требующих длительного нахождения среди людей, ниндзя разучивали семь классических амплуа:
Бродячий актер. Роль требовала знание народных песен и плясок, акробатических номеров и т.д.
Странствующий монах. Эта роль требовала знания множества молитв, треб и монастырского устава.
Горный отшельник. Эта роль для ниндзя представляла наименьшую опасность, так как в городах этих отшельников рассматривали как юродивых.
Буддийский священник. Те же требования, как и в случае с ролью странствующего монаха, но с большим вниманием к ритуалам и реалиям "своего" храма.
Иллюзионист и жонглер. Для этой роли была необходима общая "цирковая" подготовка - переодевание, утаивание крупных предметов под одеждой и т.д.
Крестьянин или горожанин. Роль требовала определенных познаний в сельском хозяйстве или ремеслах.
Купец. Для работы в этой роли нужно было уметь разбираться в качестве товара.
Пять методов камуфляжа ниндзя. Эти методы тесно связаны с медитацией воинов-теней, во время которой каждый из них как-бы сам становился первоэлементом.
1. Использование Дерева - моку-тон.
- Маскировка в траве - куса-гакурэ. Высокая трава и низкорослые кустарники, преобладающие на равнинах Японии, давали идеальное прикрытие для ниндзя.
- Маскировка по способу барсука - тануки-гакурэ. Использование деревьев в различных качествах - прятаться в дуплах и кронах деревьев, уходить из окружения, пользуясь лианами или заранее натянутыми веревками.
2. Использование Огня - ка-тон.
- отвлекающий поджог - хи-цукэ. Применялось с целью нанесения ущерба противнику и отвлечения внимания во время отхода ниндзя.
- Ручные гранаты или бомбы со вспышкой - хи-дама. Использовались для избавления от стражи и погони при помощи шокового эффекта.
- Сигнальные петарды - райка-дама. Раскидывались вокруг лагеря или пункта диверсии и приводились в действие при помощи шнуров, за которые рано или поздно зацеплялись стражники.
- Ядовитые и слезоточивые газы - докуэн-гакурэ. Применялись при отступлении и в ситуациях, когда требовалось бесшумно умертвить нескольких человек в закрытых помещениях.
- "Дъявольское пламя" - ониби-гакурэ. Представляет собой простейший иллюзионистский трюк с выдуванием огня. Ниндзя в уродливой маске демона зачастую обращали в бегство суеверных преследователей.
3. Использование Земли - дзи-тон.
- Маскировка по "способу тритона" - имори-гакурэ. Заключалось в умении "прилипнуть" к скале, стене или кучи земли, полностью сливаясь с поверхностью.
- "Способ пугала" - какаси-гакурэ. Предполагает умение имитировать в темноте контуры привычных предметов ландшафта - огородного пугала, статуи, фонаря и т.д.
- "Способ перепелки" - удзура-гакурэ. Сжавшись в комок и прижавшись к земле, ниндзя мог замаскироваться под камень или кочку.
4. Использование Металла - кин-тон.
- Создание ложных шумов в каком-нибудь дальнем углу замка с помощью веревки - кака-гакурэ. Заслышав шум, стража бросалась к месту источника шума и оставляла проход открытым.
- Бросание медных монет - до-гакурэ. Убегая от преследования по людным улицам, ниндзя швырял на земля монеты, что создавало ажиотаж среди нищих, которые бросались собирать монеты и мешали погони.
5. Использование воды - суй-тон.
- "Способ черепахи" - камэ-гакурэ. Давал возможность длительно прибывать под водой при помощи дыхательной трубки.
- "Прикрытие из водорослей" - угикуса-гакурэ. Позволяло ниндзя плыть по течению реки незамеченным.